
К чему предстоит адаптироваться новоиспечённому пятикласснику?
Позади первая учительница и начальная школа.
Привыкшие быть самыми старшими в младшем звене, пятиклассники вдруг снова становятся самыми маленькими. На переменах мимо них проходят «большие» старшеклассники, бегают ученики средних классов, и они чувствуют себя незащищенными и напуганными.
Уроков и домашней работы становится больше, появляются новые, еще не знакомые науки, освоение которых требует волевых и интеллектуальных усилий, а также временных затрат.
Вместо любимой первой учительницы появляется много разных учителей. Каждый учитель объясняет материал по своему предмету совсем не так, как это делала первая учительница в начальных классах.
Кроме того, каждый учитель требует основательно изучать именно «свой» предмет и ведет урок со своей, присущей только ему интонацией: у кого-то спокойный и тихий голос, а кто-то говорит звонко и довольно громко. Было не мало случаев, когда вроде бы «без видимой причины» ребенок начинал плакать на уроке, а потом отгораживался от учителя из-за чувства страха.
Пятиклассники часто путаются в домашних заданиях, они забывают о том, какие тетрадки нужно заводить, сколько листов и по какому предмету. Пятиклашке невдомёк, почему учитель истории ставит оценку 5 и хвалит за заученный ответ по книжной фразе учебника, а вот учитель литературы – требует какие-то самостоятельные мысли и оценку 5 не ставит…
Теперь у пятиклассника больше нет своего единственного кабинета на единственном этаже, где он привык проводить большую часть своего учебного времени. Ведь, кроме того, что необходимо запомнить, в каком кабинете проходит тот или иной урок, нужно еще и хорошо ориентироваться в стенах школы, чтобы не заблудиться. И это не для каждого легко.
Помимо появления новых учителей, часто при переходе в 5 класс, происходит смена классного коллектива (например, при разделении учеников по их склонностям к тем или иным наукам или переводе в другую образовательную организацию), где ученикам приходится снова знакомиться, узнавать и привыкать друг к другу, а также искать своё место в этом новом сообществе.
Признаки успешной адаптации в пятом классе
- Ребенок с радостью/спокойно идёт в школу, удовлетворён процессом обучения, не испытывает страхов и тревоги;
- Легко осваивает учебную программу;
- Самостоятелен при выполнении домашней работы, обращается за помощью только в случае серьезных затруднений;
- Отношения с одноклассниками и учителями складываются успешно.
Признаки тяжёлой адаптации в пятом классе
- Постоянно усталый, утомлённый вид ребенка;
- Беспокойный сон/трудности утреннего пробуждения;
- Частые жалобы на плохое самочувствие, обострение хронических заболеваний;
- Замкнутость, нежелание говорить о школе;
- Нежелание ходить в школу и выполнять домашние задания;
- Частые жалобы на школу и события, происходящие в её стенах;
- Негативные характеристики в адрес учителей, одноклассников, других взрослых и детей;
- Стремление отвлечь от разговоров о школе, перевод разговора на другие темы.
Любое из этих проявлений, а особенно в комплексе, должны насторожить родителей и является поводом для обращения за помощью: в случае личных трудностей и проявления негативизма к школе/процессу обучения – к психологу, а при наличии соматических проявлений – к детскому терапевту.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться в пятом классе?
- Первое условие – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те трудности и неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться: не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается или в дневнике вы обнаружили плохую отметку или замечание – разберитесь в ситуации, выясните причину и предложите варианты исправления оценки или поведения;
- Проявляйте искренний, а не формальный, интерес к школьным делам ребёнка – интересуйтесь каждым его прожитым в школе днём. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с другими учениками/друзьями с родителями;
- Познакомьтесь в школе с новыми учителями, помогите ребёнку выучить имена новых учителей. Выясните, какие требования учителя предъявляют к освоению своего предмета, беседуйте с учителями об успехах и трудностях вашего ребенка, о его взаимоотношениях с другими учениками;
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или школьным психологом;
- В случае проявления негативизма или критических замечаний ребёнка по отношению к учителям, важно обсудить причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя;
- Формируйте условия для развития самостоятельности в поведении – доверяйте ребёнку домашние обязанности, за выполнение которых он будет нести ответственность;
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, так как не всегда может правильно сориентироваться в новой жизненной ситуации;
- В сложных ситуациях основным помощником является терпение, внимание и понимание и благоприятный климат в семье. Обеспечьте в доме комфортную обстановку, ребёнок должен всегда чувствовать, что дома его ждут, понимают, любят и всегда готовы помочь.
Здоровья Вам и Вашим детям!