МБОУ "Шелаболихинская СОШ № 1"
с. Шелаболиха, Шелаболихинский район, Алтайский край
  • «Все порадуйтесь за нас, перешли мы в 5-й класс» или особенности адаптации учащихся

    Автор: администрация школы
    Во время обучения в школе ученик переживает процесс адаптации несколько раз – в 1, 5 и 10 классах. Переход в 5 класс – это важный и не простой период в жизни школьников и по многим параметрам его можно сравнить с поступлением ребенка в первый класс. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными. Поэтому в течение октября на открытых уроках по общеобразовательным предметам с целью контроля за адаптацией учащихся 5 - х классов побывали директор школы Светлана Валерьевна Шилина, заместители директора - Ольга Гемелловна Зюкова и Наталья Викторовна Акатьева, а также классные руководители, учителя предметники и педагог - психолог. По итогам контроля оформлена справка, результаты контроля доводятся до сведения законных представителей (родителей) через родительские собрания и индивидуальные беседы.
    «Все порадуйтесь за нас, перешли мы в 5-й класс» или особенности адаптации учащихся.

    К чему предстоит адаптироваться новоиспечённому пятикласснику?

    Позади первая учительница и начальная школа.

    Привыкшие быть самыми старшими в младшем звене, пятиклассники вдруг снова становятся самыми маленькими. На переменах мимо них проходят «большие» старшеклассники, бегают ученики средних классов, и они чувствуют себя незащищенными и напуганными.

    Уроков и домашней работы становится больше, появляются новые, еще не знакомые науки, освоение которых требует волевых и интеллектуальных усилий, а также временных затрат.

    Вместо любимой первой учительницы появляется много разных учителей. Каждый учитель объясняет материал по своему предмету совсем не так, как это делала первая учительница в начальных классах.

    Кроме того, каждый учитель требует основательно изучать именно «свой» предмет и ведет урок со своей, присущей только ему интонацией: у кого-то спокойный и тихий голос, а кто-то говорит звонко и довольно громко. Было не мало случаев, когда вроде бы «без видимой причины» ребенок начинал плакать на уроке, а потом отгораживался от учителя из-за чувства страха.

    Пятиклассники часто путаются в домашних заданиях, они забывают о том, какие тетрадки нужно заводить, сколько листов и по какому предмету. Пятиклашке невдомёк, почему учитель истории ставит оценку 5 и хвалит за заученный ответ по книжной фразе учебника, а вот учитель литературы – требует какие-то самостоятельные мысли и оценку 5 не ставит…

    Теперь у пятиклассника больше нет своего единственного кабинета на единственном этаже, где он привык проводить большую часть своего учебного времени. Ведь, кроме того, что необходимо запомнить, в каком кабинете проходит тот или иной урок, нужно еще и хорошо ориентироваться в стенах школы, чтобы не заблудиться.  И это не для каждого легко.

    Помимо появления новых учителей, часто при переходе в 5 класс, происходит смена классного коллектива (например, при разделении учеников по их склонностям к тем или иным наукам или переводе в другую образовательную организацию), где ученикам приходится снова знакомиться, узнавать и привыкать друг к другу, а также искать своё место в этом новом сообществе.

    Признаки успешной адаптации в пятом классе

    • Ребенок с радостью/спокойно идёт в школу, удовлетворён процессом обучения, не испытывает страхов и тревоги;
    • Легко осваивает учебную программу;
    • Самостоятелен при выполнении домашней работы, обращается за помощью только в случае серьезных затруднений;
    • Отношения с одноклассниками и учителями складываются успешно.

    Признаки тяжёлой адаптации в пятом классе

    • Постоянно усталый, утомлённый вид ребенка;
    • Беспокойный сон/трудности утреннего пробуждения;
    • Частые жалобы на плохое самочувствие, обострение хронических заболеваний;
    • Замкнутость, нежелание говорить о школе;
    • Нежелание ходить в школу и выполнять домашние задания;
    • Частые жалобы на школу и события, происходящие в её стенах;
    • Негативные характеристики в адрес учителей, одноклассников, других взрослых и детей;
    • Стремление отвлечь от разговоров о школе, перевод разговора на другие темы.

    Любое из этих проявлений, а особенно в комплексе, должны насторожить родителей и является поводом для обращения за помощью: в случае личных трудностей и проявления негативизма к школе/процессу обучения – к психологу, а при наличии соматических проявлений – к детскому терапевту.

    Как помочь ребенку успешно адаптироваться в пятом классе?

    • Первое условие – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те трудности и неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться: не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается или в дневнике вы обнаружили плохую отметку или замечание – разберитесь в ситуации, выясните причину и предложите варианты исправления оценки или поведения;
    • Проявляйте искренний, а не формальный, интерес к школьным делам ребёнка – интересуйтесь каждым его прожитым в школе днём. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с другими учениками/друзьями с родителями;
    • Познакомьтесь в школе с новыми учителями, помогите ребёнку выучить имена новых учителей. Выясните, какие требования учителя предъявляют к освоению своего предмета, беседуйте с учителями об успехах и трудностях вашего ребенка, о его взаимоотношениях с другими учениками;
    • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или школьным психологом;
    • В случае проявления негативизма или критических замечаний ребёнка по отношению к учителям, важно обсудить причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя;
    • Формируйте условия для развития самостоятельности в поведении – доверяйте ребёнку домашние обязанности, за выполнение которых он будет нести ответственность;
    • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, так как не всегда может правильно сориентироваться в новой жизненной ситуации;
    • В сложных ситуациях основным помощником является терпение, внимание и понимание и благоприятный климат в семье. Обеспечьте в доме комфортную обстановку, ребёнок должен всегда чувствовать, что дома его ждут, понимают, любят и всегда готовы помочь.

    Здоровья Вам и Вашим детям!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie